Солисты: Екатерина Будникова, скрипка
В концертной программе представлены сочинения Альфреда Шнитке, Леонида Десятникова, Арво Пярта, Гии Канчели – выдающихся композиторов XX – XXI столетий, обладающих узнаваемым творческим почерком и индивидуальным стилем.
Интригующее название «Музыка XXII века» приглашает слушателей к размышлению: останутся ли эти авторы в истории музыкального искусства? Приобретут ли положение признанных классиков в будущем времени? Повторят ли похожий путь, пройденный их предшественниками?..
Сюита в старинном стиле составлена Альфредом Шнитке в 1972 году из ранее написанных им музыкальных фрагментов к кинофильмам. Произведение из пяти контрастных частей является стилизацией музыкального барокко и одновременно – игрой в «инструментальный театр», характерной для творчества Шнитке, где тот или иной инструмент выступает в роли артиста и «читает» свой монолог.
В одном из интервью Леонид Десятников – автор разнохарактерных камерных вокальных и инструментальных сочинений, опер, балетов, кантат, музыки к кинофильмам – сравнивал некоторые свои произведения с «лоскутным одеялом». Действительно, интонационный багаж Десятникова чрезвычайно объемен, но вместе с тем выверен и точен.
В концертной программе прозвучит «Танго-балет» Астора Пьяццоллы в переложении Десятникова для скрипки соло и струнного оркестра. Композитор неоднократно обращался к музыке великого аргентинца, и его блестящие транскрипции являются образцом утонченного эстетизма и индивидуального прочтения авторского замысла.
Сочинение Fratres («Братья»), созданное эстонским композитором Арво Пяртом в 1977 году, имеет несколько версий для разного инструментального состава. В концерте будет представлен вариант для скрипки, струнного оркестра и перкуссии. Произведение можно охарактеризовать одной из известных цитат Пярта: «Мгновение и вечность борются внутри нас».
Гия Канчели – пожалуй, самый известный грузинский композитор в мировой музыкальной культуре – признавался: «Моей мечтой была и остается тишина, в которой в воображении слушателя музыка продолжает звучать. В то же самое время мои “паузы” должны предшествовать рождению последующей музыки». Особая атмосфера «вне времени» и мудрая созерцательность, свойственные творческому стилю Канчели, находят претворение в разных сочинениях композитора.
В концерте прозвучит «Маленькая Данелиада» для скрипки, фортепиано, струнных и перкуссии, написанная по предложению скрипача Гидона Кремера, по мотивам музыки к кинофильмам «Кин-дза-дза» и «Слёзы капали», автор которых большой друг Канчели – режиссер Георгий Данелия.
6+